Удивительная
природа Исландии ни могла не стать источником вдохновения для мастеров
искусств, особенно для художников. Равнины, ледники, водопады, горы и вулканы
острова, будто сами сошли с холста.
Невероятная по красоте Исландия накладывает неизгладимый отпечаток на
образы национального искусства.
Один
из первых современных исландских художников Сигурдур Гудмундссон в 1863 основал
Национальный музей в Рейкьявике.
Образ
«страны широких просторов» рождался в начале ХХ века в панорамных ландшафтах
романтиков Тоураринна Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона (первый выдающийся и
широко признанный исландский живописец, испытавший влияние импрессионизма).
Интерес
к пейзажу вспыхнул в связи с ростом национального самосознания и борьбой страны
за независимость. Лишь в 1944 году Исландия стала полностью свободной от Дании. Именно в это время изображение родной природы стало для
исландцев воплощением национальной идеи. Как известно, и сейчас для исландцев
природа значит очень много, они стараются ее всячески беречь и даже
научно-технические изобретения стараются делать с учетом сохранения всех этих невероятно красивых
пейзажей в натуральном виде.
Пионеры
исландского искусства создали особенный визуальный мир для своего народа. В результате на
десятки лет в стране утвердился приоритет пейзажного жанра.
Вернувшись
на родной остров, обратился к пейзажу и классик национальной живописи Йоханнес
Кьярваль. Пройдя в Европе школу авангарда, традиционная тема у Кьярваля обрела
неповторимую выразительность.
По
его стопам следовали в предвоенные годы художник-экспрессионист Йоун
Стефаунссон и Юлиана Свейнсдоухтир, в чьем творчестве на смену идеализированным
видам начала ХХ века пришли жесткие пустынные ландшафты - ледники, плато с
застывшей лавой, суровые горы и пески.
В середине ХХ столетия в Исландии, как и вообще в Европе, стала преобладать
абстрактная живопись. Но все же ей не удалось вытеснить пейзаж из национального
искусства. Явственно влиял жанр пейзажа на станковое и концептуальное искусство
Исландии 1960-70-х годов. Кроме того, он передался «виртуальному» искусству и
инсталляциям последних лет.
Лирический ландшафт и сегодня остается доминантой творчества национальных
авторов при всем обилии направлений и стилей. Через природные мотивы художники
подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо открыто противопоставляют
себя традиции. В любом случае родная природа присутствует в их произведениях как всеобъемлющая
сила.